Патинированные мебельные фасады — что это? Нанесение патины на металлические и деревянные изделия Современные технологии патинирования.

Медь - цветной металл, который окисляется под воздействием воздуха или воды. С химической точки зрения это означает, что металл покрывается оксидной пленкой, которая защищает его от агрессивного воздействия окружающей среды. Сначала появляются небольшие розоватые пятна. Затем наступает стадия окисления и ржавления. Предмет становится красновато-коричневым, а потом каштановым. В финальной стадии окисление привносит серо-зеленые узоры из пятен на поверхности металла. Процесс окисления может быть прерван в любой момент. Изделию возвращают первоначальный вид с помощью специальных веществ.

Естественный процесс окисления занимает от пяти до четырнадцати лет, в зависимости от количества диоксида серы в атмосфере. Он может быть ускорен. Такого эффекта добиваются с помощью производственных окислителей на основе разбавленной серной кислоты. Она очень вредна для человека, поэтому весь процесс проводится в изолированных и хорошо проветриваемых помещениях.

Окрашивание патиной поверхностей

Патина, нанесенная на окрашенные поверхности в виде полировки, может придать комнате благородный вид. Это можно сделать и с домом, который был построен относительно недавно. Даже самая заурядная постройка приобретает вид поместья знатного дворянского рода.

Процесс окрашивания патиной обычно состоит из нескольких шагов. Сначала наносится слой базовой краски. Затем губкой или тряпкой наносят слой окислителя, смешанного с краской в соотношении один к трем. При этом цвет краски должен быть на два или три оттенка темнее, чем основной слой. Никакой практической цели нанесение патины не преследует, потому что она практически ничем не отличается от обычной краски.

Патина на металлах

Вид обветренного, проржавевшего металла – это одна из разновидностей отделки, которая очень популярна среди поклонников старины. Отделка под красновато-жёлтый металл может быть сделана при помощи коммерческих наборов красок, которые можно купить в хозяйственных магазинах. Для создания ржавых металлических разводов патины на деревянных или глиняных поверхностях применяются специальные выравниватели поверхностей с последующим нанесением узора.

Патина на глине или камне

При неблагоприятных условиях глиняные и каменные сооружения в саду покрываются естественной патиной, которая представляет собой зеленый налет от лишайников с белыми отметинами. Они обычно равномерно распределяются по всей поверхности. Этот эффект можно сымитировать с помощью жидкости, состоящей из воды и латексной краски в пропорции один к двум. Она наносится с помощью губки, создавая внешний вид естественной патины на горшках, садовых скульптурах и элементах.

Для любого из нас визуальный дизайн мебели значит очень много, ведь именно из-за этого в большинстве своем и складывается восприятие классического интерьера и модерна. Проектировщики применяют самый разные технологии для декора, и одна из них - искусственная патина.

Что такое патинирование?

Патина - это оксидная пленка, которая под воздействием внешних факторов появляется на поверхности технических и декоративных изделий. Замечали ведь вы, как со временем поверхность монеты меняет свой цвет, как на бронзе появляются эффектные затемнения или как изменяется окраска натурального дерева в местах изгибов и углублений? Это и есть патина, которая придает любому изделию особой прелести. А в мебельном деле патинирование - это искусственное состаривание поверхности с целью придания ей антикварного вида.

Если раньше состаривание делали только на натуральных поверхностях, то сегодня очень много производителей модульных систем применяют эту технику и на МДФ-фасадах. Например, Столплит мебель с таким декором выглядит очень красиво, а вот цена ее далеко не «антикварная» и понравится большинству покупателей. Ну а непосвященный со стороны вообще никогда не догадается, что гарнитур сделан не из натурального дерева, если, конечно, не позволить ему открыть дверь шкафчика или серванта.

Виды искусственного патинирования

Как простые, так и сложные техники патинирования позволяют создавать совершенную с эстетической точки зрения поверхность. Существует несколько базовых способов, на основе которых есть очень много дополнительных. Естественно, чем больше техник использовано, тем дороже будет стоить мебель. Также цена зависит от того, какой метод применялся - ручной или производственный.

Самая простая патина получается, когда на пленочный фасад наносят специальный состав, который впоследствии шлифуется наждачной бумагой или мочалкой. Если фасад имеет глубокую фрезеровку, то довольно часто для ее выделения разработчики применяют два способа. На основной спецсостав наносится патина, которая покрывается еще одним слоем краски и впоследствии вышлифовывается. Закрепляют изделие как правило матовым бесцветным лаком. В основном такую технологию используют, когда нужно получить серебро, ржавчину или позолоту.

Очень красиво выглядит кракелюр. Получают такой эффект с помощью фацетного лака, который после высыхания растрескивается. Выпускается он во многих цветовых гаммах (совсем как лак для ногтей с точно таким же эффектом). Кракелюр можно наносить как самостоятельное средство, так и в паре с патиной. В зависимости от толщины покрытия и трещинки будут или крупные, или мелкие. Таким образом мастера создают естественные переходы, которые придают гарнитурам необыкновенно красивый вид.

Искусственно патинированная мебель может применяться в любых комнатах. Особый шарм, который придаст помещению такая мебель, трудно переоценить. И повторимся: патина лучше всего смотрится в классических и модерновых интерьерах. Исключение можно сделать разве что только для прованса - этого великолепного направления французского кантри, уже покорившего немало сердец.

Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.

Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.

Чтобы добиться эффекта патины, можно воспользоваться обыкновенными акриловыми красками, творчески сочетая их друг с другом по цвету. Продаются такие краски в магазинах для художников. На декорируемый предмет сначала наносится основной цвет. Затем изделию дают просохнуть и прорабатывают полусухой кистью с желаемой краской важные участки и выступающие детали на поверхности. Можно использовать специальные химические составы для имитации эффекта старины. Они позволяют быстро воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или коричневую патину.

Мастера, работающие с цветными металлами, издавна умели применять химическую и термическую обработку и с ее помощью получать на поверхности металла различные цветовые оттенки. К тому же, пленка, образующаяся на поверхности металлического изделия при патинировании, надежно защищает его от коррозии. Но работа с химическими ингредиентами требует соблюдения мер предосторожности. Многие из химикатов – ядовиты и взрывоопасны. Работа с кислотами требует знаний технологии патинирования и средств индивидуальной защиты.

Перед патинированием изделие из металла чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Промывают в чистой воде и сушат на воздухе или в опилках лиственных деревьев. Небольшие изделия патинируют, целиком погружая в раствор; крупные – при помощи кисти или тампона. Когда нужный цвет будет достигнут, изделие промывается в воде и снова сушится.

Патина

Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка (patina) и на сегодняшний день имеет два значения: 1 - естественный налет на поверхности металлов (в основном меди и медьсодержащих сплавов), камня (например, мрамора) и изделий из дерева; 2 - искусственная пленка, применяемая при изготовлении изделий из вышеупомянутых материалов для придания им антикварного вида.

Существует множество оттенков натуральной медной патины – от зеленого к оливковому, голубому, землистому, красному и, наконец, черному. Все это многообразие дает медь и два ее основных сплава - бронза и латунь под воздействием внешней среды в течение длительного времени. Например, чтобы на поверхности медного кровельного листа образовалась патина зеленого цвета, потребуется от 5 до 25 лет. Время образования такого налета будет зависеть от естественных условий - климата, химического состава атмосферы и осадков. В первые 3-6 месяцев медь лишь потускнеет, в течение последующих 1-3 лет станет темно-коричневой и лишь затем - зеленой. Повышенная влажность климата может ускорить этот процесс. Естественная, благородная патина весьма декоративна и, к тому же, способствует сохранению медного изделия от коррозии, поэтому спрос на нее велик. Это заставило мастеров задуматься над проблемой искусственного состаривания изделий как способом ускоренного образования патины.

На сегодня существует огромный выбор специальных красок и химических реагентов для создания патины технологическим путем. Средства для патины различаются по типу материала, для которого предназначены, например, металла, гипса, дерева, а также по эффекту внешнего вида у изделия (медь, античное золото, потертости). С их помощью стало возможно придать обыкновенной вещи респектабельный антикварный вид, преобразить вышедшую из моды и надоевшую мебель, улучшить качества кровли и предохранить ее от коррозии. Было бы желание и фантазия.

В первоначальном своем значении патина означала оксидную пленку на медном изделии зеленого (малахит) или голубоватого (азурит) цвета. Позднее так же стали называть любого рода налет, появляющийся под действием времени на поверхности металла или дерева.

Сегодня под патиной подразумевают еще эффект состаривания, столь модный при оформлении мебели и кухонной утвари.

Любой материал, кроме золота и платины, в какой-то мере взаимодействует с кислородом и влагой в воздухе. В некоторых случаях эффект проявляется очень быстро – например, ржавление железа; в других – процесс растягивается на долгие годы, как в случае зеленой патины на меди, патины серебряной, то есть чернения и так далее.

Как ни странно, наличие такого налета, если покрытие не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его, не только не уничтожается, но и зачастую приветствуется. Ведь этот благородный налет благодаря переходам цвета подчеркивает красоту резьбы и ковки, объемную фактуру или указывает на возраст предмета, что невольно переводит мебель для гостиной или другое изделие в разряд раритетных или хотя бы старинных. В результате на свет появилась искусственная патина. Получают ее, конечно, другими способами.


Патинирование дерева

Налет на дереве зачастую ни о чем хорошем не говорит, поскольку появляется при поражении грибками или гнилью. Однако на древесине высокой плотности и твердости, малочувствительной к воде – например, дуб, белая или темная патина становится указанием на старину.

Мебель в часто подвергают искусственному патинированию, поскольку получить естественный налет очень сложно. Для лучшего эффекта необходимо сочетать химические и механические методы.


На фото — мебель в гостиной из дуба с золотой патиной.

Разновидности патины для дерева

Для дерева применяют несколько составов. Приобретаются последние в строительных магазинах.

  • Густая патина – в виде пасты, как правило, двухкомпонентная. Обычно таким образом получают светло-коричневые, красноватые или золотые оттенки. Для эффекта позолоты основой служит естественный цвет дерева – того же дуба например.
  • Жидкая – по сути, это специальный лак , придающий древесине светло-желтый или золотой оттенок, присущий старинному дубу или ясеню.
  • Фацетный лак – не совсем патина, скорее, эффект старины на основе растрескивания. После высыхания лак покрывается тончайшими трещинками, как бывает на очень старом дереве.

Виды покрытий можно комбинировать, чтобы получить более интересные эффекты.

Методы патинирования

Технология практически одинаковая для всех способов, отличается лишь количеством слоев краски или лака.


Патина на металлах – естественная и искусственная

Металлические изделия в интерьере гостиной или спальни встречаются не так уж часто и обычно являются предметами небольшими и декоративными: люстры, бра, подставки, подсвечники и прочее. Несмотря на то, что новое изделие обладает ярким блеском и красивым цветом, желающих придать им менее современный вид, находится много. А поскольку ждать, пока такой эффект будет достигнут естественным путем долго, прибегают к использованию химических веществ.

Разновидности патины

Цвета и вид пленки на разных металлах при разных условиях отличаются и весьма заметно.

  • Наиболее привлекательно выглядит эффект состаривания на серебре. Металл этот довольно инертный, и пленка возникает обычно при реакции с серой, создавая переливчатые оттенки от светло-желтого до малинового и бирюзового. Черная патина возникает при воздействии аминокислот и хлоридов. Дикая разновидность такого рода непривлекательна: пленка грубая, выступает над поверхностью. А вот чернение серебра придает изделию редкостное изящество.
  • Золото – металл благородный и в реакции практически не вступает. Однако если сплав содержит медь или никель, могут со временем появиться светло-коричневые или оранжевые пятна. Гораздо больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на основе золотого цвета. Эффект это чисто декоративный и создается краской цвета золота, причем реализовать можно патину по металлу и по дереву – например, на древесине дуба.
  • Чаще всего в гостиной сталкиваются с медными и бронзовыми изделиями, иногда – железными, если речь идет о гостиной в стиле лофт. На меди зеленая и голубая пленка обусловлены отложением хлоридов, ацетатом меди, черная – образованием оксида или сульфита.

Красная патина также сформирована солями хлора, но, как правило, образуется искусственным путем. Коричневая патина появляется при воздействии солей аммония. Для меди практически все виды отложения являются относительно безопасными, что и превращает медные кованые изделия в превосходный декор для гостиной.

  • А вот для бронзы зеленые и голубые покрытия представляют опасность. Благородной патиной для сплава является только черная пленка. Искусственным образом они достигается за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в медных опилках.

Методы патинирования

Способов придать металлическому изделию старинный вид существует множество. Однако все они предполагают применение химически агрессивных веществ, поэтому реализуются с осторожностью.

Наиболее известным и универсальным относится патинирование при помощи серной печени. Состав изготавливают смешав 1 часть серы в виде порошка и 2 части поташа и прокалив их на огне. В результате получают серную печень – массу коричневого цвета, которую можно хранить в стеклянной банке.

  • Из вещества готовят водный раствор (концентрация зависит от цели) и обрабатывают им рельефные и выступающие детали, а также те, которые со временем должны подвергнуться наибольшему износу. Цвет можно получить от светло-золотого на бронзе до голубого и черного на меди и серебре.
  • Водный раствор 1 доли медного купороса и 1 доли хлорида цинка позволяет получить эффект состаривания красного или коричневого цвета.
  • Черная пленка образуется при воздействии сернистого аммония. Здесь, однако, есть и свои сложности: раствор имеет очень сильный запах, так что патинирование нужно проводить в вытяжном шкафу.
  • Готовая битумная патина может выручить тех, кто не хочет самостоятельно изготавливать смеси. Раствор готовят на основе органического растворителя, а после патинирования проводится масляная обработка. Цвет налета – светло-коричневый. Смесь допускается применять на золотых изделиях, если хотят придать им старинный вид.

Декоративная патина

Здесь весь процесс патинирования сводится к окрашиванию рельефных участков металлического или деревянного изделия. Используется для этого акриловая патина, растворимая в воде. Она наносится кисточкой или губкой на выступающие места и растушевывается. Преимущество ее перед акриловой краской состоит в том, что высыхает состав не столь стремительно и позволяет создать ощущение естественности.


Применяется также восковая, масляная и другие виды. Распространены они меньше, поскольку сложнее в нанесении.

Обычно перед патинированием металлические изделия окрашиваются, а не только грунтуются. И если выбрано золотое патинирование, то краска-основа предпочтительнее темная.

Деревянная мебель окрашивается, если патину хотят сделать максимально контрастной – например, при создании эффекта позолоты на дубе. Или в том случае, когда окрашивание поверхностей является частью дизайна: например, в стиле кантри с патиной, как на следующем фото.

Патина – не просто имитирующее старину покрытие на основе металла или дерева. Это красивейший декоративный прием, позволяющий подчеркнуть фактуру изделия и красоту очертаний.

Что такое патина?

Окисление называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.

Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры , к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков».

Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.

Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и .

Приобретая и прочий антиквариат, следует проверять «подлинность» налета.

Нанесение патины

Нанесение патины искусственно делают не только для того, чтобы обмануть неопытных кладоискателей и коллекционеров.

Главное назначение рукотворной пленки – декоративное. Люди с удовольствием приобретают дверные ручки, предметы, вазы и , сделанные под старину.

Нет нужды искать истинные памятники древности, платить за них баснословные суммы. Можно просто купить предмет с ненатуральной патиной.

Ее создают при помощи различных и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.

Так, фирма «АК» выпускает целый спектр жидкостей и мазей для состаривания творений авиамодельных кружков и клубов.

Купив в магазине стандартный набор деталей для модели самолета, к примеру, можно сделать из конструктора уникальный экземпляр.

Указанная выше компания предлагает составы, образующие патину на , , серых металлах.

Кстати, так называемое, – тоже «творение рук патины». Она бывает разных цветов.

Патина на металле

На одних металлах пленка , на других рыжая, на третьих . Тон налета зависит и от условий, в которыххранился, эксплуатировался предмет.

На , стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические , с налетом других красок.

Это уже искусственно полученные экземпляры. Как можно облачить в разные «одежки» один и тот же металл, расскажем на примере .

Чернь на металле появляется после опускания его в печень. Это смесь едкого и .

Для получения искусственной патины ее густую массу разводят в воде. Раствор нагревают до 70-ти градусов Цельсия.

Иногда, изделие не опускают в состав полностью. Это делают, если почернить нужно лишь отдельные участки или предмета декора.

Как ни странно, но есть и старое с ненатуральным налетом. Искусством воссоздавать патину владели в древнем .

Об этом свидетельствовал Плиний Старший. Писатель, прибывший в Египет из Рима, зафиксировал: — «Здесь не чеканят, а расписывают.

С ним смешивают пыль и серу. с добавками переплавляют в плотно закрытом сосуде из ».

В зеленовато-серый окрашивать научились лишь в 20-ом веке. Тогда смешали иодид , воду и .

В раствор опустили металл и, он покрылся благородной пленкой. Она представляет не что иное, как иодид .

Под воздействием света налет частично разрушается. Из-под зеленой «дымки» местами видна чистая основа.

Золотистую и коричневую патины на не увидишь. То ли это не возможно, то ли, еще не придуман нужный реагент.

Коричневатым налетом можно покрыть только медь, бронзу, . Темный оттенок «венги» дает раствор все той же серной печени.

Краски добиваются с помощью медного купороса. Для реакции требуется смесь вещества с водой и перманганатом калия.

Металл выдерживают в смеси 4, 5 минут. Опыт не удастся, если предварительно не обработать поверхность . Она должна быть обезжиренной, сухой.

Рукотворная патина эффектна, но не всегда защищает предмет. На границе пленки и металлической основы нет .

Это слой, предотвращающий дальнейшее распространение коррозии. Именно он замедляет процесс разрушение старинных вещиц.

К примеру, чтобы монета превратилась в песок, потребуется примерно сто тысяч лет. Без куприта, металл обратился бы в пыль гораздо быстрее.

Особенности срединного слоя между изделиями и покрывающей их пленкой открыли в СССР.

В союзном государстве обширно применялся метод перепатинирования. Снимали исторический налет и заменяли искусственным.

Последний, был более эстетичным. Но, после обработки, некоторые ценности начинали быстро разрушаться.

Ученые схватились за головы, и те додумались до причин бедствия. В ходе изучения состава натуральной патины физики и химики открыли куприт и его спасительные для металла свойства.

error: Content is protected !!